Форум » Вопросы по теории музыки » Краткая история развития западной нотации » Ответить

Краткая история развития западной нотации

Admin: Краткая история развития западной нотации Буквенные и слоговые обозначения ритмических конструкций, разработанные древними греками и перенятые мусульманами, впоследствии заменили невмы (буквально “знак, намек” от греч. pneuma “дуновение”). Невмы состояли из графических значков типа черточек, точек, запятых и их разнообразных сочетаний. Они проставлялись над словесным текстом и обозначали отдельные звуки или мелодические обороты, ходы голоса вверх и вниз, повторение одного и того же звука, характер и способ исполнения. Не указывая точной высоты звуков, невмы наглядно изображали мелодическую линию, помогая певцам вспомнить мелодии знакомых им по слуху песнопений. Позднее невмы стали записываться на одной или двух горизонтальных линиях, буквенное обозначение которых или их цвет (красный, желтый) определяли высоту расположенных на них невм. Так постепенно в недрах невменного письма зарождалась линейная нотация, объединявшая наглядность невм и звуковысотную точность буквенной записи. В начале XI в. музыкант и теоретик Гвидо д'Ареццо (около 992 — около 1050) произвёл переворот в системе записи, введя еще две линии. Невмы стали располагать на четырёх линиях и между ними, что гораздо точнее и подробнее обозначало высоту звуков. Четырехлинейная система стала прообразом современной нотной записи, основанной на пяти линиях. Примерно в то же время появились и названия для основных звуков — Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Это были начальные слоги первых шести слов латинского гимна ("Ut queant laxis Resonare fibris Mira gestorum ..."), написанного монахом Павлом Диаконом в честь апостола Иоанна (он считался покровителем церковного пения). Позднее слог Ut заменили на слог Do. Появилось название еще для одного звука — Si (образовано из первых букв словосочетания Sancte Iohanne— «Святой Иоанн»). Последующее совершенствование нотного письма в период XIII - XVI вв. шло по пути разработки мензуральной нотации. Она наглядно передавала высоту звуков, их длительность. Была введена система специальных графических знаков для записи нот и пауз различной продолжительности, установлены точные временные соотношения между всеми длительностями. Первоначально каждая из них предполагала деление на три равные доли. Начиная с XVI в. деление стало двукратным. Значительные изменения происходили в графическом написании нотных знаков. Сменившие невмы квадратные головки округлились, появились нотные штили. Также произошло подразделение нотных знаков на "белые" (незаполненные) и "чёрные" (заполненные). Четырёхлинейную нотную строку заменил более удобный пятилинейный нотный стан. Источники: http://emli-29.narod.ru/pulpits/musicmoment/histnz.htm http://www.musicplanet.ru/belov/html/11_Raznoe/noty/1_history.htm История возникновения нот

Ответов - 0



полная версия страницы